26.02.2014г.

Восстанновительно-оздоровительные программы

 Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа № 10

г. Ростова – на - Дону

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДЮСШ № 10

____________ А.Л. Мелентьев

«_____» _____________ 20    г.

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

ВОССТАНОВИТЕЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

  

 

Срок реализации программы: 1 год

 

 

Настоящая программа является 1-годичной программой дополнительного образования. Программа реализуется в рамках дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности.

Настоящая редакция программы одобрена Методическим  (тренерским) советом и утверждена к реализации. 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время проблема сохранения здоровья и здорового образа жизни очень актуальна. В условиях технического прогресса резко снижается двигательная активность взрослых и детей.

Оптимальная физическая нагрузка способствует психологическому здоровью личности, помогает эмоционально «разрядиться», то есть избавиться от стресса, накопленного в течение дня. Регулярное выполнение физических упражнений грамотное применение восстановительно – оздоровительных процедур даёт заряд энергии и улучшает настроение, что способствует увеличению работоспособности.

Данная программа направлена на то, чтобы увеличить двигательную активность занимающихся физическими упражнениями.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и гармония физических и духовных сил, высокая работоспособность, оптимистическое настроение, способность активно использовать свои творческие возможности в трудовой и общественной деятельности.

Здоровый образ жизни – это:

·        Рациональный режим труда и отдыха

·        Сбалансированное питание

·        Регулярные занятия физической культурой

·        Овладение навыками личной и общественной гигиены

·        Отсутствие вредных привычек (пристрастия к алкоголю, курению, наркомании и т.д.)

Здоровье – это результат самовоспитания и самодисциплины, которые переводят нормы поведения в привычку. Целью программы в данном направлении является формирование культуры личности, основанной на понимании необходимости вести здоровый образ жизни.

 

Принципы построения программы

  1. Воспитание активной личности, физически развитой, ведущей здоровый образ жизни.
  2. Принцип культуросообразности – воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и нормах культуры.
  3. Индивидуальный подход (учёт индивидуальных и половозрастных особенностей ).

 

Программа рассчитана на один год обучения.

Цель программы

            Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей).

Целью восстановительно - оздоровительной работы является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся.

Для реализации этой цели необходимо:

­    определить целевые показатели – начальные, промежуточные (текущие) и итоговые, по которым можно судить о реализации поставленных задач;

­    разработать общую схему построения оздоровительно- коррекционного процесса на различных этапах подготовки;

­    определить динамику нагрузок.

Оздоровительно–коррекционный процесс – единый педагогический процесс, который должен строиться на основе следующих методических положений:

­    целевая направленность процесса подготовки;

­    преемственность задач, средств и методов оздоровительно-коррекционных занятий;

­    поступательное увеличение объема и интенсивности нагрузок при строгом соблюдении принципа постепенности;

­   учет закономерностей возрастного и полового развития.

 

Задачи программы

 

·        Дать понятие о ЗОЖ

·        Пробудить интерес к физической активности

·        Укрепление сердечно-сосудистой системы

·        Дать понятие о правильной осанке

·        Снятие эмоционального стресса от социальных  нагрузок

·        Дать понятие о нормах дисциплины и правилах поведения

·        Развитие качеств личности (смелости, самостоятельности, уверенности в себе)

·        Создание нормального социально-психологического климата в коллективе

 

Методы и средства  реализации программы

Специальные средства восстановления, можно подразделить на три группы: педагогические, психо­логические и медико-биологические.

 

 

  1. Методы контроля и самоконтроля
  • Тесты на общую физическую подготовку:

1) Step test определяет выносливость сердечно-сосудистой системы - подсчёт пульса после 3-х минут аэробной нагрузки;

2) Тест на гибкость (поясничная область). Складка в положении сидя;

3) Sit up определяет силу мышц брюшного пресса. Поднимание туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты под прямым углом, стопы на полу, выполнить максимальное количество раз за минуту;

4) Push up – отжимание из упора на коленях  или из упора лёжа. Определяет силу мышц груди и плечевого пояса.

  • Методика определения эмоционального состояния «Волшебный градусник определения настроения»
  • Подсчёт пульса до и после занятий. Составление таблицы контроля.
  • Шкала прикладываемых усилий для оценки интенсивности занятия

0 – ОТДЫХ Ощущения, когда вы сидите или отдыхаете

1 – ЛЕГКО Ощущения, когда вы идёте на прогулку

2 – НЕМНОГО ТЯЖЕЛО Ощущения, когда вы проводите время на игровой площадке или бегаете

3 – ТЯЖЕЛЕЕ Ощущения, когда вы занимаетесь спортом, много долго играете

4 – ТЯЖЕЛО Ощущение, когда вы много пробежали

5 – ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО Максимум. За всю свою жизнь вы так много не бегали и не играли.

  • Визуальный контроль. Наличие «белого треугольника» (часть лица от носа до подбородка бледнеет, что свидетельствует о дегидратации и переутомлении)
  1. Методы психолого-педагогической диагностики
  • Наблюдение
  • Опрос (интервью, анкеты, личностные опросники)

Педагогические средства

Основные средства восстановления - педагогические, которые пред­полагают управление величиной и направленностью получаемой  нагрузки. Они являются неотъемлемой частью рационально построен­ного образа жизни и включают:

- варьирование продолжительности и характера отдыха между отдельными упражнениями, тренировочными занятиями и циклами занятий;

- использование специальных упражнений для активного отдыха и расслабления, переключений с одного упражнения на другое;

- «компенсаторные»  упражнения, выполняемые с невысо­кой интенсивностью продолжи­тельностью от 1 до 15 мин;

-  занятия с малыми по величине нагрузками (они ин­тенсифицируют процессы восстановления после боль­ших нагрузок иной направленности);

- рациональная организация режима дня.

 

Психологические средства

Психологические средства наиболее действенны для снижения уровня нервно-психической напряженности во время ответственных соревнований и напряженных тренировок и иных мероприятий.  Кроме того, они оказывают положительное вли­яние на характер и течение восстановительных процессов.

К их числу относятся:

- аутогенная и психорегулирующая тренировка;

- средства внушения (внушенный сон-отдых);

- гипнотическое внушение;

- приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упраж­нения, музыка для релаксации;

- интересный и разнообразный досуг;

- условия для быта и отдыха, благоприятный психологический микроклимат.

 

Медико-биологические средства

В наибольшей мере ход восстановительных процессов после напря­женных физических нагрузок можно корректировать в нужном направ­лении с помощью широкого спектра медико-биологических средств вос­становления: рациональное питание, физические (физиотерапевтичес­кие) средства, фармакологические препараты.

Рациональным питание  можно считать, если оно:

- сбалансировано по энергетической ценности;

- сбалансировано по составу (белки, жиры, углеводы, микроэле­менты, витамины);

-соответствует характеру, величине и направленности трениро­вочных и соревновательных нагрузок;

- соответствует климатическим и погодным условиям.

 

К физическим средствам восстановления относят:

- массаж (общий, сегментарный, точечный, вибро- и гидромассаж);

- суховоздушная (сауна) и парная бани;

- гидропроцедуры (различные виды душей и ванн);

-электропроцедуры, облучения электромагнитами волнами раз­личной длины, магнитотерапия; гипероксия.

Оптимальной формой использования восстановительных средств яв­ляется последовательное или параллельное применение нескольких из них в одной стандартной процедуре. Не всегда целесообразно ускорять про­цессы восстановления после занятий, направленных на повышение энер­гетических возможностей организма спортсмена, поскольку именно глу­бина и продолжительность восстановления в значительной мере обуслов­ливают протекание адаптационных процессов. И наоборот, рекоменду­ется применение средств, избирательно стимулирующих восстановление тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основно­му воздействию в проведенном занятии, но будут мобилизованы в оче­редной тренировке. Примеры сочетания восстановительных процедур с тренировочными занятиями различной направленности приведены в кни­ге «Плавание» под редакцией В.Н. Платонова (2000). Более подробно применение восстановительных средств в спортивной тренировке изло­жено в книгах П.И. Готовцева (1981), В.И. Дубровского (1993, 2002).

  

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Тип воспитательной системы:

Культурно-нравственной ориентации

Речь идёт о воспитании культуры здорового образа жизни

Вид воспитательной системы

Основные компоненты ценностно-смыслового ядра

Вид воспитательной системы

Основные характеристики данного вида воспитательной системы

  1. человек культуры, носитель нравственности

Воспитательная система воспитания человека культуры

Сформированность образа человека культуры, создание культурной среды

 

Цель воспитания:

Человек, носитель культуры здорового образа жизни.

Компоненты воспитательной системы:

Ø  Особый уклад жизни объединения (собственный свод правил поведения, ритуалов, традиций, событий), несущий в себе ценности выбранного типа культуры;

Ø  Годовой круг событий;

Ø  Система конкурсных мероприятий, демонстрирующая лучшие образцы воспроизводства и дальнейшего развития данного типа культуры;

 

Учебно-тематический план

Год обучения: _____1____

Учебная нагрузка: ___4____ часа в неделю

 

№ темы

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.       

Техника безопасности и правила поведения в зале и в воде.

1

 

1

2.       

Что такое здоровье?

1

1

2

3.       

Осанка

1

10

11

4.       

Оздоровительное плавание

1

30

31

5.       

Как правильно падать и поднимать тяжести?

1

1

2

6.       

- суховоздушная (сауна) и парная бани;

- гидропроцедуры (различные виды душей и ванн);

-электропроцедуры, облучения электромагнитами волнами раз­личной длины, магнитотерапия; гипероксия.

-массаж (общий, сегментарный, точечный, вибро- и гидромассаж);

 

2

 

 

 

 

 

 

 

0,5

10

 

 

 

 

 

 

 

6

12

 

 

 

 

 

 

 

6,5

7.       

Упражнения для профилактики плоскостопия

1

10

11

8.       

Дыхательные упражнения

0.5

5

5.5

9.       

Изучение комплексных  программ  различной направленности.

 

62

62

 

 

Всего учебных часов в год:

 

144

 

Содержание тематического планирования

1 год обучения

Теория

Содержание

Знания, умения, навыки, приобретаемые воспитанниками.

  1. Техника безопасности и правила поведения в зале.

Основные правила техники безопасности и поведения в зале.

Знание правил поведения и умение выполнять требования техники безопасности на занятии.

  1. Что такое здоровье?

Понятие Здоровье:

    • Не болеть!
    • Соблюдать режим дня!
    • Есть то, что полезно!
    • Регулярно заниматься физ. культурой!

Иметь представление о здоровье.

  1. Осанка

Определение правильной осанки. Значение правильной осанки

Скелет – это основа человека – каркас, на который крепятся мышцы. Скелет состоит из костей больших и малых.

Упражнения:

Круги плечами. Стараться соединить лопатки.

Кошка точит когти.

Кузнечик.

Прямая спина.

Длинная шея.

Карандаш.

Знать о правильной осанке. Умение «поставить» - сформировать у себя правильную осанку и сохранять такое положение в течение занятия.

Знать предназначение скелета человека.

Уметь выполнять упражнения правильно.

 

  1. Оздоровительное плавание (лечебно - восстановительное)

Основные правила техники (примечание 1)

Иметь представление о способах плавания и их влиянии на организм

  1. Как правильно падать и поднимать тяжести?

Как избежать травм при падении. Группировка. Падаем на бедро. При поднимании тяжёлых предметов спину держим ровно.

Уметь правильно падать и поднимать тяжести.

6. суховоздушная (сауна) и парная бани;

- гидропроцедуры (различные виды душей и ванн);

-электропроцедуры, облучения электромагнитами волнами раз­личной длины, магнитотерапия; гипероксия.

 массаж (общий, сегментарный, точечный, вибро- и гидромассаж);

(примечание 2)

Способность применять полученные за год знания и умения.

7 Упражнения на профилактику плоскостопия.

Правильное и неправильное развитие стопы. Гимнастика для ног.

Ходьба по шведской стенке.

Носки на себя – натянули.

Круги стопами в положении сидя на полу, ноги вместе.

Пройти по спец.коврику.

Передавать друг другу платочек пальцами ног и другие упражнения.

Иметь представление о плоскостопии и способах

его профилактики

Уметь правильно выполнять упражнения.

8Дыхательные упражнения.

При восстановлении после аэробной нагрузки Вдох на 4 счёта – выдох на 4 счёта.

Уметь правильно дышать во время занятий.

9.Изучение комплексных  программ  различной направленности.

Сочетание  восстановительно – оздоровительные мероприятий в повседневной жизни.

Способность применять полученные за год знания и умения.

 

 

 

          Примечание I

 

  В этой программе охвачено три  направления, которые неразрывно связаны между собой: оздоровительное, и восстановительное лечебное плавание.

 Плавание оздоровительное, лечебное, восстановительное.

            В процессе плавания создаются благоприятные условия для исправления нарушений осанки и деформаций позвоночника. Это позволило разработать специальное направление - лечебное плавание. Оно направлено на коррекцию деформаций позвоночника и грудной клетки, улучшение осанки, формирование правильного дыхания, повышение тонуса мышц - разгибателей позвоночника, брюшного пресса, а также улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Оздоровительное плавание решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния.

Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды человек, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах.

Слабое физическое развитие человека ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического состояния.                                                                                                                         Курс оздоровительного плавания особенно наглядно прослеживается на комплексном подходе: осознать http://festival.1september.ru/articles/522113/img1.jpg понять http://festival.1september.ru/articles/522113/img1.jpg подготовиться http://festival.1september.ru/articles/522113/img1.jpg действовать в укреплении здоровья.

Оздоровительное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью лечебного и восстановительного комплекса.

            1 Оздоровительный курс:

  1. Улучшение состояния здоровья и закаливание.
  2. Улучшение недостатков физического развития.
  3. Формирование устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни.
  4. Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.
  5. Приобретение разносторонней физической подготовленности.
  6. Приобретение уверенности в своих силах.

2 Восстановительный (лечебный) курс:

  1. Разгрузка позвоночника - создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела.
  2. Воспитание правильной осанки.
  3. Улучшение координации движений.
  4. Постановка правильного дыхания.
  5. Закаливание.
  6. Эмоциональная разрядка.

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

Январь-март

Апрель-май

  1. Правила поведения в бассейне.
  2. Гигиенические требования.
  3. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше.
  • Подготовительные упражнения в воде: погружение,
  • скольжение.
  1. Обучение 2-м вариантам дыхания.

 

1.           Обучение техники работы ног способом кроль на груди (в скольжении и доской).

2. Обучение техники работы ног способом на спине.

3. Обучение техники способом на груди и на спине с работой ног и различным положением рук.

4. Упр.сп.кроль н/с.

5. Упр.способ н/с.

1.            Обучение техники плавания на спине (ноги, упр., в корд.)

2.            Обучение техники кроль на груди (ноги, упр.).

3.            Упр.для изучения стартов, поворотов.

 

1.               Совершенствование техники плавания кроль на груди на задерж. дыхания.

2.               Совершенствование техники плавания на спине.

3.               Совершенствование прыжка в воду с низкого бортика.

 

 

Примечание II

Медико-биологические средства восстановления.

Медико-биологические средства восстановления:

·         рациональное питание, витаминизация ( фармакологические средства)

·         распорядок дня;

·         массаж и его разновидности, спортив­ный массаж (ручной и вибрационный);

·         гидропроцедуры (контрастные ванны, разнообразные души: дождевой, циркулярный, шарко, подвод­ный душ-массаж, шотландский душ, вибрационный, «жемчужные» ван­ны, суховоздушная и парная баня);

·         отдельные виды бальнеопроцедур -хлоридно-натриевые ванны, хвойные ванны;

·         спортивные растирки, гидро– и бальнеопроцедуры, физиотерапию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.

·         электросветотерапия -диадинамические токи, токи Бернера, электростимуляция, ультрафио­летовое облучение;

·         баротерапия;

·         кислородотерапия.

Массаж и физиотерапевтические средства

Значительную роль в ускорении процессов восстановления, осо­бенно при выраженном общем и локальном утомлении, вызванном проведенными занятиями или соревнованиями, играет массаж, гид­ропроцедуры, бальнеопроцедуры, электросветотерапия, общее ульт­рафиолетовое облучение, кислородные коктейли, местная барокаме­ра, аэромонизация.

Спортивный массаж (ручной, вибромассаж, ультразвуковой):

а) ручной массаж используется в предупредительных и восста­новительных целях, во всех видах спорта; предупредительный - за 15-30 мин до выступления, восстановительный - через 2-30 мин пос­ле работы; при сильном утомлении - через 1-2 часа.

б) вибрационный массаж осуществляется вибраторами и рекомен­дован как эффективное средство борьбы с утомлением, особенно при локальном утомлении мышц.

в) ультразвуковой массаж усиливает химические реакции, ускоря­ет протекание окислительно-восстановительных процессов, повыша­ет работоспособность мышц, снимает утомление, понижает тонус мышц, устраняет неприятные болевые ощущения, связанные с мышеч­ным перенапряжением.

Растирки и спортивные кремы способствуют более быстрому вос­становлению, лечению спортивных травм и используются как сред­ства, повышающие работоспособность. Массаж с растирками эффек­тивнее, так как достигается более глубокая обработка мышц и более длительно сохраняется тепло в мышцах.

К гидротерапии относятся:

1) парные и суховоздушные бани;

2) душ (дождевой, игольчатый, пылевой, струйный, шарко, шот­ландский, веерный, циркулярный);

3) ванны: а) контрастные; б) вибрационная; в) хлоридно-натрие-вые (соляные); г) хвойные; д) жемчужные.

Баротерапия. В барокамере создается декомпрессия до высоты 1500— 2000 м над уровнем моря в зависимости от величины нагрузки в трени­ровках: чем больше нагрузка, тем меньше степень декомпрессии.

Электросветопроцедуры занимают важное место в системе восста­новительных средств.

К ним относятся:

1) токи Бернара;

2) солюкс;

3) электростимуляция.

 

При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью  работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок . Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья человека в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды.

 

 Врачебный контроль за занимающимися

 

Врачебный контроль за занимающимися осуществляется си­лами врачей общеобразовательных школ, врачом ДЮСШ и лечебно-профилактическими учреждениями в тесном контакте с тренерско-преподавательским и инструкторским кол­лективом два раза в год – в сентябре и январе,  занимающиеся проходят медицинское обследование. Врачебный контроль является составной частью программы.

Программа углубленного медицинского обследования

1.   Комплексная клиническая диагностика.

2.   Оценка уровня здоровья и функционального состояния.

3.   Оценка сердечно-сосудистой системы.

4.   Оценка систем внешнего дыхания и газообмена.

5.   Контроль состояния центральной нервной системы.

6.   Уровень функционирования периферической нервной системы.

7.   Оценка состояния органов чувств.

8.   Состояние вегетативной нервной системы.

9. Контроль за состоянием нервно-мышечного аппарата.

Требования к результатам

Способы контроля и мониторинга

 

Результаты 1-го года обучения:

  1. Интерес к физической активности

Оценивается по методике незаконченных предложений в конце учебного года.

  1. Улучшение настроения после занятий

Измерения «Волшебного градусника настроения» до и после занятия. Составление таблицы контроля.

  1. Занимающийся  смелый, самостоятельный, уверенный в себе, дисциплинированный.

Оценивается методом наблюдения. Составляется диагностическая карта развития каждого ученика.

  1. Коллектив на стадии становления.

Методика социометрии. Измерения в начале и в конце года. Составление и описание социометрического графа.

 

Учебно-методический комплекс

 

Занятия проводятся на базе МБОУ ДОД ДЮСШ № 10 (пр. М. Нагибина 12/3)

Для проведения занятий имеется:

  • зеркальный зал, магнитофон, кассеты, диски.
  • спортивный инвентарь: коврики, мячи, скакалки, утяжелители и др.

Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию программы: педагог-инструктор.

·           Массажный кабинет.

·          Сауна.  

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

2.Булгакова Н.Ж. Плавание.     М.: Физкультура и спорт,  1999.

3.4.Валков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые добав­ки в специализированном питании спортсменов. - М.: Спортакадемпресс,2001.    80с.

5.Горбунов Г Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
6.Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. - М.:Физкультура и спорт, 1981.

7.8.Дубровский В.И. Гигиенический массаж и русская баня. - М.: Шаг, 1993.

9.Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. -М.: Владос,2002.

10.Золотое В.И. Восстановление работоспособности в спорте.-Киев.: Здоро-в'я, 1990.

12.Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-био­логические исследования/Под ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. - М.: ФиС,1983.

  

 

Версия для
слабовидящих