26.02.2014г.

Программа синхронного плавания

 Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа № 10

г. Ростова – на - Дону

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДЮСШ № 10

____________ А.Л. Мелентьев

«_____» _____________ 20    г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ

 

Срок реализации программы: 12 лет

 

Настоящая программа является 12 годичной программой дополнительного образования. Программа реализуется в рамках дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности.

Настоящая редакция программы одобрена Методическим  (тренерским) советом и утверждена к реализации.

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная дополнительная образовательная программа по синхронному плаванию направлена на формирование гармонично развитого, всесторонне подготовленного, физически крепкого, здорового ребенка. Умение плавать никогда не ограничивалось только покорением скорости или преодолением водного пространства, поэтому образовательная программа по синхронному плаванию поможет выразить своё превосходство в воде в совершенстве движений. Занятия синхронным плаванием требуют от занимающихся не только умения хорошо плавать, нырять, владеть элементами акробатики, но и обладать музыкальным и художественным вкусом. Неоспоримо и оздоровительное значение занятий.

Данная образовательная программа по синхронному плаванию адаптирована для занятий и обучения детей и подростков синхронному плаванию с учётом материально технической базы школы. В бассейне школы глубина составляет 1,05-3,65м. Синхронное плавание обладает теми же достоинствами, что и скоростное плавание. Оно способствует развитию навыков плавания, ныряния, ориентировки в воде в различных положениях тела, высокой координированности движений.

В процессе обучения синхронному плаванию успешно решаются следующие задачи:

-формирование здорового образа жизни через интерес к физической культуре, спорту и любимым видам физической деятельности;

-укрепление здоровья;

-закаливание организма предупреждение простудных заболеваний;

-развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата;

-исправление осанки;

-реабилитация после травм;

-воспитание гигиенических навыков;

-укрепление сердечно-сосудистой системы;

-общее физическое развитие;

-сведение до минимума гибель населения из-за неумения плавать;

-обучение различным способам плавания;

-обучение базовым элементам синхронного плавания, постановки произвольных композиций и участие в показательных выступлениях;

-обучение спасению утопающих, оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях на воде;

-общая культура поведения на спортивных объектах;

-популяризация синхронного плавания;

-умение работать в коллективе.

 

1 РЕЖИМЫ РАБОТЫ

Продолжительность обучения на этапах многолетней подготовки, максимальный объем учебно-тренировочной работы:

 

Этапы подготовки

Продолжительность

Обучения (лет)

Год обучения

Максимальный

объем уч. - тренир.

нагрузки в неделю

Начальной

подготовки                   1-3 года                      до 2-х лет                              6-9 час.                                                                                

Учебно-

тренировочный                4-5                         до 2-х лет                              12 час.

                                                                         св. 2-х лет                              18 час.

 

Спортивного

совершенствования      3                                до года                                   24 час.

                                                                         св. года                                  28 час.

    На этап начальной подготовки принимаются желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, при условии сдачи контрольных нормативов.

На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются  учащиеся, прошедшие не менее одного года начальную подготовку только здоровые и практически здоровые учащиеся (на основании медицинского заключения врачебно-физкультурного диспансера) на конкурсной основе при условии выполнения ими требований по общефизической и специальной подготовке, установленных образовательными программами.

На этап спортивного совершенствования зачисляются учащиеся, выполнившие норматив спортивного разряда кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.                 

 

Ожидаемым результатом данной образовательной программы является повышение уровня общей и специальной физической подготовки с преимущественным совершенствованием двигательных качеств, наиболее важных для занимающихся синхронным плаванием; прочное освоение базовых элементов каждого этапа; совершенствование спортивных способов плавания; приобретение  соревновательного опыта и формирование опыта участия, выступления в спортивно-массовых мероприятиях.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной программы: участие в текущих тестах и курсовках, сдача переводных нормативов; участие в показательных выступлениях; участие в соревнованиях.

 

2 КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИЕМНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ

на отделении синхронного плавания

№ п/п

НОРМАТИВ

Группы начальной подготовки

Группы учебно-тренировочные

1

года

2

года

1

года

2

года

3

года

4

года

1

Мост из положения стоя

 

 

50 см.

45 см.

40см.

35см.

2

Мост из положения лежа

+

+

 

 

 

 

3

Шпагаты

15 см.

10 см.

7 см.

5 см.

5 см.

0 см.

4

Отжимание в упоре лежа (кол-во раз)

4

5

10

10

12

12

5

Стойка на лопатках

+

+

+

 

 

 

6

Стойка на руках

 

 

 

 

+

+

7

«Пистолет» на правую/левую ноги

 

 

2

3

4

5

8

Техническая подготовка: эгбите/пропеллер/

фламинго, метров

 

12,5 (эгбите)

12,5

12,5 25

12,5

15

25

25

25

25

25

25

25

9

Техническая подготовка: угол вверх одной ногой, угол вверх двумя ногами, метров

 

 

 

 

12,5

12,5

12,5

12,5

10

Техническая подготовка: стандартный и обратный гребки, метров

12,5

12,5

12,5

12,5

 

 

 

 

11

25 м кроль на груди

25 м кроль на спине

+

 

 

 

 

 

12

50 м вольный стиль на время

50 м кроль на спине

 

+

 

 

 

 

13

100 м вольный стиль

 

 

 

 

+

+

14

100 м комплексное плавание

 

 

+

+

 

 

15

200 м комплексное плавание

 

 

 

 

+

+

16

Участие в соревнованиях

+

+

+

+

+

+

17

Спортивный разряд

3юн.

2юн.

1юн.

2-3

2-1

1-КМС

 

 

Основные критерии оценки занимающихся на этапе НП:

1 Регулярность посещения занятий;

2 Выполнение контрольных нормативов;

3 Освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями;

4 Освоение теоретического раздела программы;

5 Отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.

 

Зачисление в группы СС происходит на конкурсной основе из числа занимающихся в УТГ не менее 3-х лет

        

Содержание программы

 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по синхронному плаванию  включает в себя следующие разделы:

- теоретическая подготовка;

- общая физическая и плавательная  подготовка;

- специальная физическая и плавательная  подготовка;

- техническая  подготовка;

- произвольная программа;

- инструкторская и судейская практика.

 

3 УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Разделы подготовки

Годы обучения

1-й

2-3й

Возраст занимающихся

6-7

8-9

Количество часов в неделю

6

9

Количество занятий в неделю

3

3-5

Физическая подготовка на суше и в воде

ОФП

СФП и СТП

 

46

51

 

108

268

Спортивное плавание, прыжки в воду

76

 

Хореография

52

 

Художественная гимнастика, акробатика

46

 

Техника синхронного плавания

31

 

Соревнования и контрольные испытания

4

4

Теоретическая подготовка

6

20

Медицинское обследование, оздоровительные мероприятия

 

68

Общее количество часов

312

468

 

  Учебно-тематический  для групп начальной подготовки

 

 

Наименование разделов и тем

Форма занятия

 

 

 

 

 

Теоретическая подготовка

 

 

 

1

Техника безопасности.

История синхронного плавания.

Учебное занятие

 

 

2

Физическая культура и спорт  в России. Личная и общественная гигиена.

Учебное занятие

 

 

3

 Закаливание организма юного спортсмена.

Учебное занятие

 

 

4

Общая характеристика спортивной тренировки.

Учебное занятие

 

 

II

Общая физическая  и плавательная подготовка

 

           

 

1

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Общеразвивающие упражнения с предметами (скалка, отягощения, набивные мячи).

Учебно-тренировочное занятие

           

 

3

Дыхательные упражнения.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

4

Упражнения  для сгибателей и разгибателей предплечья, для мышц плеча.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

5

Упражнения для развития быстроты и ловкости.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

6

Упражнения для развития выносливости.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

Специальная физическая и плавательная подготовка

 

           

 

1

Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Упражнения для  развития скоростно-силовых качеств.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

3

Упражнения для развития специальной выносливости.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

4

Упражнения для развития  координации.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

5

Имитационные  упражнения.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

Техническая подготовка

 

           

 

1

Обучение дыханию.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Техника гребковых движений руками (скольжение).

Учебно-тренировочное занятие

           

 

3

Техника гребковых движений ногами  (на месте).

Учебно-тренировочное занятие

 

 

4

Обучение кролем на груди и на спине.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

5

Обучение способом брасс, ноги дельфин.

 

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

 

 

Постановка произвольных программ

 

           

 

1

Прослушивание и расчет музыкального сопровождения.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Изучение композиции движений.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Иммитационные движения.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

4

Изучение перестроений и равнений.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

5

Совершенствование перестроений и равнений.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

6

Согласование движений и музыкального сопровождения.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

Судейская практика

 

 

 

1

Правила проведения соревнований

Учебно-тренировочное занятие

 

           

 

 

УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ

Разделы подготовки

Годы обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Возраст занимающихся

8

11

12

13

13

Количество часов в неделю

12

14

18

20

20

Количество занятий в неделю

в т.ч. на суше

6

1-2

7-8

2-3

6-9

2-3

9-12

3-4

9-12

3-4

Физическая подготовка на суше и в воде

ОФП

СФП и СТП

506

108

398

506

123

383

503

128

475

759

261

498

759

261

498

Соревнования и контрольные испытания

4

4

4

4

4

Теоретическая подготовка

20

20

20

 

20

 

20

 

Инструкторская и судейская практика

Восстановительные мероприятия

94

94

153

153

153

Медицинское обследование

Общее количество часов

624

624

780

936

936

 

Учебно-тематический план для учебно – тренировочных групп

 

Наименование разделов и тем

Форма занятия

 

 

 

 

 

Теоретическая подготовка

 

 

 

1

Техника безопасности.

Строение и функции организма человека. Гигиена, закаливание, режим и питание юного спортсмена. Врачебный контроль, самоконтроль.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Техника спортивного плавания, стартов, поворотов.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Техника гребков в синхронном плавании.

Учебно-тренировочное занятие

 

           

 

 

Общая физическая и плавательная подготовка

 

 

 

1

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

2

Общеразвивающие упражнения с предметами (скалка, отягощения, набивные мячи).

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Дыхательные упражнения.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

4

Упражнения  для сгибателей и разгибателей предплечья, для мышц плеча.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

5

Упражнения для развития быстроты и ловкости.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

6

Упражнения для развития выносливости.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

Специальная физическая и плавательная подготовка

 

 

 

1

Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

2

Упражнения для  развития скоростно-силовых качеств.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Упражнения для развития специальной выносливости.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

4

Упражнения для развития  координации.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

5

Имитационные упражнения.

Учебно-тренировочное занятие

 

           

 

 

Техническая подготовка

 

 

 

1

Изучение плавания способом кроль на груди, на спине.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Изучение плавания способом брасс и дельфин.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Изучение техники гребковых движений (на месте и в движении).

Учебно-тренировочное занятие

           

 

4

Изучение техники гребковых движений (в положении вертикаль).

Учебно-тренировочное занятие

 

 

5

Изучение техники гребковых движений ногами в продвижении и выпрыгивании.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

6

Постановка произвольных программ.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

7

Изучение перестроения, равнения.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

 

Постановка произвольных программ

 

 

 

1

Прослушивание и расчет музыкального сопровождения.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

2

Изучение композиции движений.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Иммитационные движения.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

4

Изучение перестроений и равнений.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

5

Совершенствование перестроений и равнений.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

6

Согласование движений и музыкального сопровождения.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

Судейская практика

 

           

 

1

Правила проведения соревнований

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Судейство

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Разделы подготовки

Годы обучения

1-й

2-й

3-й

Возраст занимающихся

14

15

16-17

Количество часов в неделю

24

26

26

Количество занятий в неделю

в т.ч. на суше

6

3-4

9-14

3-4

9-14

3-4

Физическая подготовка на суше и в воде

ОФП

СФП и СТП

908

164

744

1196

204

860

1196

204

860

Соревнования и контрольные испытания

+

+

+

Теоретическая подготовка

20

 

20

 

20

 

Инструкторская и судейская практика

Восстановительные мероприятия

164

164

164

Медицинское обследование

Общее количество часов

1092

1248

1248

  

 

Учебно-тематический план для групп спортивного совершенствования

 

 

Наименование разделов и тем

Форма занятия

 

 

 

 

 

Теоретическая подготовка

Учебно-тренировочное занятие

 

 

1

Техника безопасности.

Физическая культура и спорт как одна из сфер общечеловеческой деятельности и культуры.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Взаимосвязь  технической, физической и хореографической подготовки .

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Правила, организация и проведение соревнований.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

 

Общая физическая и плавательная подготовка

 

 

 

1

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

2

Общеразвивающие упражнения с предметами (скалка, отягощения, набивные мячи).

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Дыхательные упражнения.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

4

Упражнения  для сгибателей и разгибателей предплечья, для мышц плеча.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

5

Упражнения для развития быстроты и ловкости.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

6

Упражнения для развития выносливости.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

Специальная физическая и плавательная подготовка

 

 

 

1

Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

2

Упражнения для  развития скоростно-силовых качеств.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Упражнения для развития специальной выносливости.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

4

Упражнения для развития  координации.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

5

Имитационные упражнения.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

 

Техническая подготовка

 

 

 

1

Совершенствование плавания способом кроль на груди, на спине.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Совершенствование плавания способом брасс и дельфин.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Совершенствование техники гребковых движений (на месте и в движении).

Учебно-тренировочное занятие

           

 

4

Совершенствование техники гребковых движений (в положении вертикаль).

Учебно-тренировочное занятие

 

 

5

Изучение выталкивания, винтов и вращений.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

6

Совершенствование техники гребковых движений ногами в продвижении и выпрыгивании.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

7

Постановка произвольных программ.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

8

Совершенствование перестроения, равнения.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

Постановка произвольных программ

 

 

 

1

Прослушивание и расчет музыкального сопровождения.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

2

Изучение композиции движений.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

3

Иммитационные движения.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

4

Изучение перестроений и равнений.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

5

Совершенствование перестроений и равнений.

Учебно-тренировочное занятие

           

 

6

Согласование движений и музыкального сопровождения.

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

Судейская практика

 

           

 

1

Правила проведения соревнований

Учебно-тренировочное занятие

 

 

2

Судейство

Учебно-тренировочное занятие

 

 

 

 

4 ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ

Система соревнований

Количество соревнований и контрольных испытаний в годичном цикле

Группа

На суше

В воде

НП – 1

НП – 2

-

2

6

8

УТГ-1

УТГ-2

УТГ-3

УТГ-4 и 5

2

3

3

3

10

12

12

12-14

СС-1

СС-2

СС-3

2-4

2-4

2-4

14-16

14-18

16-20

Система соревнований формируется для каждой возрастной группы на основе календаря международных, всероссийских, областных, городских и школьных соревнований включая матчевые встречи.

 

Раздел теоретическая подготовка включает в себя следующие темы:

 

ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

     Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в бассейне; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях; особенности поведения в бассейне; оборудование бассейна; дорожки; трапы; тумбы; плавательные доски, колобашки, зажим для носа, очки, ласты, обувь для бассейна, шапки для плавания, купальник; состояние здоровья, травма, бортик бассейна, душевые раздевалки и т.д.

 

     История синхронного плавания: водный балет в Канаде 1920гг., показательные выступления, Олимпийские игры 1948г.; полноправный вид спорта, Олимпийские игры 1984г, Олимпийские награды;  история СССР на Олимпиаде, Россия на Олимпийских играх.

 

     Физическая культура и спорт в России: место и роль физической культуры в жизни общества. Физические упражнения – эффективные средства для физического совершенствования человека. Формы и организация занятий по физической культуре и спорту. Роль физической культуры в укрепление здоровья и физического развития граждан. Основные формы физической культуры и спорта: оздоровление, досуг, подготовка к труду, спорт высших достижений. Спортивная классификация и порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Организация физического воспитания в стране. Формы физического воспитания детей и подростков. Массовая физическая культура и спорт.

 

     Закаливание организма юного спортсмена: методы и средства закаливания.

 

     Общая характеристика спортивной тренировки: тренировка как, единый процесс воспитания и обучения. Принципы наглядности, систематичности, непрерывности, доступности. Принципы физического воспитания, принцип оздоровительной направленности, всестороннего гармонического развития личности. Части тренировочного занятия. Условия проведения тренировки, факторы соревновательного календаря. Направленность к спортивным достижениям. Единство общей и специальной подготовок. Единство постепенности и тенденция к результатам. Цикличность.

 

УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ

 

     Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в бассейне; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях; особенности поведения в бассейне; оборудование бассейна; дорожки; трапы; тумбы; плавательные доски, колобашки, зажим для носа, очки, ласты, обувь для бассейна, шапки для плавания, купальник; состояние здоровья, травма, бортик бассейна, душевые раздевалки и т.д.

 

     Строение и функции организма человека: физиологические особенности детского организма. Анатомия. Оценка уровня физического развития у детей и подростков. Состояние здоровья занимающихся. Способы оценки физического состояния по показателям ЧСС. Оценка состояния сна, аппетита, переносимости нагрузок. Врачебный контроль. Система жизнеобеспечения во время тренировочного процесса у занимающегося.

 

  Гигиена, закаливание, режим питания юного спортсмена: гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Гигиенические знания водных процедур. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма. Значение питания. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков.

 

     Врачебный контроль, самоконтроль: врачебный контроль при занятиях синхронным плаванием. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, рост, динамометрия, кровяное давление, сон, самочувствие, работоспособность, настроение.

 

     Техника спортивного плавания, стартов, поворотов: движения ногами, руками, движения всеми способами плавания, скольжения, комплексное плавания, поводящие упражнения для разучивания нового материала, фазы движения руками и ногами во время плавания. Индивидуальные особенности. Закономерность биомеханики. Богатейший опыт отечественной школы плавания и новых тенденций в развитии мирового плавания.

 

     Техника гребков в синхронном плавании: характеристика гребковых движений веерного типа, различное положении кисти, гребущая поверхность, угол атаки, продвигающий гребок, удерживающий или неподвижный, опорный, гребки выталкивания, гребки вращения тела, прямые и обратные гребки. Основные ошибки. Исправление ошибок. Гребковые движения ногами в продвижении и на месте. Выпрыгивания.

 

 

 

ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

     Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в бассейне; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях; особенности поведения в бассейне; оборудование бассейна; дорожки; трапы; тумбы; плавательные доски, колобашки, зажим для носа, очки, ласты, обувь для бассейна, шапки для плавания, купальник; состояние здоровья, травма, бортик бассейна, душевые раздевалки и т.д.

 

     Физическая культура и спорт, как одна из сфер общечеловеческой деятельности и культуры: Физические упражнения – эффективные средства для физического совершенствования человека. Формы и организация занятий по физической культуре и спорту. Роль физической культуры в укрепление здоровья и физического развития граждан. Основные формы физической культуры и спорта: оздоровление, досуг, подготовка к труду, спорт высших достижений. Спортивная классификация и порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Организация физического воспитания в стране. Формы физического воспитания детей и подростков. Массовая физическая культура и спорт.

 

     Взаимосвязь технической, физической  и хореографической подготовки:  особенности физической подготовки в синхронном плавании. Гармоничное развитие всего организма. Основные принципы терминологии.

 

     Правила, организации и проведение соревнований: значение спортивных соревнований и показательных выступлений, требования к организации и проведении спортивно-массовых мероприятий и соревнований; система судейства, система оценки, критерии допуска; положение и календарный план соревнований.

 

Раздел общая физическая и плавательная  подготовка для всех этапов обучения  включает в себя следующие темы:

 

      ОРУ без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведение и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для  мышц брюшного пресса и туловища. Упражнения для ног, махи, приседания, выпады. Прыжки и выпрыгивания. Упражнения с сопротивлением (в парах).

 

      ОРУ с предметами: упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (сидя, лежа, стоя) и в движении. Упражнения с гантелями, штангой: сгибание и разгибания, повороты и наклоны туловища. Упражнения с короткой и длинной скакалкой. Упражнения с гимнастическими обручами, резиной.

 

     Дыхательные упражнения: обучение рациональному дыханию, обучение дыханию в статических положениях и во время ходьбы, полные выдохи и вдохи.

 

     Упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья, мышц плеча: упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведение и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для развития подвижности в суставах.

 

     Упражнения для развития  быстроты, ловкости: ускорения, прыжки, выполнение сложнокоординационных движений, выполнение упражнений с различным фиксированным движением рук и ног, упражнения в парах, в тройках и и.т., эстафеты, подвижные игры.

 

     Упражнения  на развитие выносливости: плавание  на длинные дистанции спортивными способами плавания, плавание с элементами синхронного плавания с многократном повторением, плавание «горка», плавание в режиме многократное повторение базовых элементов.

 

Раздел  специальная физическая и плавательная  подготовка для всех этап обучения  включает в себя следующие темы:

 

     Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах: упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведение и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для развития подвижности в суставах; перекаты, статические упражнения на растягивание, упражнения на растягивание в динамике, складки, наклоны, шпагаты, махи, махи с удержанием, упражнения для увеличения выворотности  суставов.

 

     Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: ускорения, прыжки, выполнение сложнокоординационных движений, выполнение упражнений с различным фиксированным движением рук и ног, упражнения в парах, в тройках и и.т., эстафеты, подвижные игры; упражнения с отягощением, в парах, выталкивания, выпрыгивания, поддержки, вертикали с удержанием.

 

     Упражнения для развития специальной выносливости: плавание  на длинные дистанции спортивными способами плавания, плавание с элементами синхронного плавания с многократным повторением, плавание «горка», плавание в режиме многократное повторение базовых элементов; выталкивания, выпрыгивания, поддержки, гребки веерного типа с отягощением, опорные гребки с отягощением.

 

     Упражнения для развития координации: сложнокоординационных упражнения, повторение базовых элементов базовых элементов в различной последовательности, упражнения на согласование,  упражнения в парах и группе, упражнения на перестроение.

 

     Имитационные упражнения: плавательные  упражнения выполняемые на суше.

 

Раздел общая техническая  подготовка включает в себя следующие темы:

 

Группы НП

     Обучение дыханию: обучение рациональному дыханию, обучение дыханию в статических положениях и во время ходьбы, полные выдохи и вдохи.

 

     Техника гребковых движений руками (скольжение): гребки веерного типа, удерживающие гребки, продвигающие гребки, обратные гребки, имитационные упражнения для разучивания гребков. Гребки ногами на месте кролем, экбиты, гребки в горизонтальном и вертикальном  положении тела, «пропеллер», «обратный пропеллер», стандартный грибок, «уж», «улитка», «каноэ», «торпеда», «обратная торпеда» и т.д.

 

     Техника гребковых движений ногами: гребки ногами на месте кролем, экбиты, выпрыгивания, попеременный брасс, дельфин, брасс, кроль на груди, на спине, на боку; дельфин на груди, на спине, на боку.

 

     Обучение плаванию кролем на груди и на спине: имитационные упражнения, движение руками и ногами кролем на груди и на спине, упражнения на согласование движений, упражнения на скольжение, упражнения на дыхание, упражнения на захват, подтягивание, отталкивание, упражнения на ускорение, упражнения на координацию движения.

 

     Обучение плаванию способом брасс, ноги дельфин: имитационные упражнения, движение руками и ногами брассом, дельфином на груди и на спине, упражнения на согласование движений, упражнения на скольжение, упражнения на дыхание, упражнения на захват, подтягивание, отталкивание, упражнения на ускорение, упражнения на координацию движения.

 

Группы УТ

     Обучение плаванию кролем на груди и на спине: имитационные упражнения, движение руками и ногами кролем на груди и на спине, упражнения на согласование движений, упражнения на скольжение, упражнения на дыхание, упражнения на захват, подтягивание, отталкивание, упражнения на ускорение, упражнения на координацию движения.

 

     Обучение плаванию способом брасс, ноги дельфин: имитационные упражнения, движение руками и ногами брассом, дельфином на груди и на спине, упражнения на согласование движений, упражнения на скольжение, упражнения на дыхание, упражнения на захват, подтягивание, отталкивание, упражнения на ускорение, упражнения на координацию движения.

 

     Изучение гребковых движений  (на месте и в движении): гребки веерного типа, удерживающие гребки, продвигающие гребки, обратные гребки, имитационные упражнения для разучивания гребков. Гребки ногами на месте кролем, экбиты, гребки в горизонтальном и вертикальном  положении тела, «пропеллер», «обратный пропеллер», стандартный грибок, «уж», «улитка», «каноэ», «торпеда», «обратная торпеда» и т.д.

 

      Изучение техники гребковых движений в положении «вертикаль»: изучение гребка «пропеллер», изучение опорного гребка, винтов, вращения, поворота, быстрых вращений, гребки на удержание и медленное погружение.

 

     Изучение техники гребковых движений ногами в продвижении и выпрыгивании: гребки ногами на месте кролем, экбиты, выпрыгивания, попеременный брасс, дельфин, брасс, кроль на груди, на спине, на боку; дельфин на груди, на спине, на боку.

 

     Постановка произвольных программ: имитационные  упражнения, расчет музыкального сопровождения, базовые элементы, сочетание элементов, связки, движения руками, проплывы, перетяжки, поддержки, выталкивания, фляки, сальто, кульбиты, работа в парах, работа в группе, асинхронная работа.

  

     Изучение перестроения, равнения: упражнения на передвижение, на равнение, изучение рисунка, перестроение: круги, конфеты, гребенки, перетяжки; увеличение и уменьшение рисунка, плоскостной рисунок, рисунок в вертикали, композиционный рисунок в проплывах, перестроения на месте, перестроения в движении.

 

Группы СС

     Совершенствование плавания кролем на груди и на спине: имитационные упражнения, движение руками и ногами кролем на груди и на спине, упражнения на согласование движений, упражнения на скольжение, упражнения на дыхание, упражнения на захват, подтягивание, отталкивание, упражнения на ускорение, упражнения на координацию движения.

 

     Совершенствование плавания способом брасс, ноги дельфин: имитационные упражнения, движение руками и ногами брассом, дельфином на груди и на спине, упражнения на согласование движений, упражнения на скольжение, упражнения на дыхание, упражнения на захват, подтягивание, отталкивание, упражнения на ускорение, упражнения на координацию движения.

 

     Совершенствование  гребковых движений  (на месте и в движении): гребки веерного типа, удерживающие гребки, продвигающие гребки, обратные гребки, имитационные упражнения для разучивания гребков. Гребки ногами на месте кролем, экбиты, гребки в горизонтальном и вертикальном  положении тела, «пропеллер», «обратный пропеллер», стандартный грибок, «уж», «улитка», «каноэ», «торпеда», «обратная торпеда» и т.д.

 

      Совершенствование  техники гребковых движений в положении «вертикаль»: изучение гребка «пропеллер», изучение опорного гребка, винтов, вращения, поворота, быстрых вращений, гребки на удержание и медленное погружение.

 

     Совершенствование  техники гребковых движений ногами в продвижении и выпрыгивании: гребки ногами на месте кролем, экбиты, выпрыгивания, попеременный брасс, дельфин, брасс, кроль на груди, на спине, на боку; дельфин на груди, на спине, на боку.

 

     Постановка произвольных программ: имитационные  упражнения, расчет музыкального сопровождения, базовые элементы, сочетание элементов, связки, движения руками, проплывы, перетяжки, поддержки, выталкивания, фляки, сальто, кульбиты, работа в парах, работа в группе, асинхронная работа.

  

     Совершенствование  перестроения, равнения: упражнения на передвижение, на равнение, изучение рисунка, перестроение: круги, конфеты, гребенки, перетяжки; увеличение и уменьшение рисунка, плоскостной рисунок, рисунок в вертикали, композиционный рисунок в проплывах, перестроения на месте, перестроения в движении.

 

Раздел постановка произвольных программ  для групп НП,УТГ, СС включает в себя:

 

     Прослушивание и просчет музыкального сопровождения: определение ритма музыкального сопровождения, определение тематики музыки, расчет сбивок, расчет пауз, определение частей и тем музыкального сопровождения.

 

 Изучение движений композиции: порядок движения композиции, движения на суше, вход в воду, связки, проплывы, перестроения, базовые элементы, вертикали, вращения, винты, выходы из под воды, согласования движений, маршировки, медленные проплывы, комбинированные движения, асинхронные движения.

 

     Изучение перестроений и равнений: рисунок композиции, порядок перестроения, базовые точки равнения; равнение: в кругу, в линии, прочесы, перестроения в скольжении и проплывах; перестроения в выталкивании и выпрыгивании; перестроения под водой, по поверхности воды.

 

     Совершенствование перестроений и равнений: рисунок композиции, порядок перестроения, базовые точки равнения; равнение: в кругу, в линии, прочесы, перестроения в скольжении и проплывах; перестроения в выталкивании и выпрыгивании; перестроения под водой, по поверхности воды, перестроение в связках, удержание в равнении.

 

     Согласование движений и музыкального сопровождения: имитационные упражнения на суше под счет и музыкальное сопровождение, имитационные упражнения перед зеркалом, композиционные упражнения  в повторении челноком; композиционные упражнения с заменой места участницы.

 

Раздел инструкторская и судейская практика  для групп УТГ, СС включает в себя:

 

      Правила проведения соревнований, судейская практика: основные положения и требования  при проведении соревнований, судейская бригада, требования к месту проведения соревнований, нормативные документы, система оценки, система подсчетов баллов.

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

     Занятия проводятся в форме бесед и  учебно - тренировочных занятий.

     В практических занятиях используются следующие методы и приемы:

- словесный – рассказ, объяснения, разбор задания, указания;

- наглядный – показ упражнения, демонстрация наглядных пособий (схем, таблиц);

- практический метод – основывается на активной двигательной деятельности занимающихся (упражнения, соревновательный метод, игровой метод).

     Основными  средствами обучения и тренировки являются:

- общеразвивающие упражнения;

- подготовительные упражнения;

- подводящие упражнения;

- основные упражнения.

 

     Основная форма подведения итогов являются: участие в текущих и зачетных курсовках,  переводные  нормативные тести, соревнования.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ОТДЕЛЕНИИ СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ  И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

Реализация воспитательной  системы в ДЮСШ - 10 обеспечивает определенные результаты и качество воспитательной деятельности. Для этого имеется оперативная, точная и объективная информация о текущем состоянии воспитательного процесса.

При необходимости это позволяет своевременно осуществлять методическую поддержку отдельных педагогов и вносить в их деятельность требуемые коррективы. Наиболее полную информацию о состоянии воспитательного процесса предоставляют регулярно проводимые мониторинговые исследования, целью которых является определение эффективности воспитательной системы.

 

К показателям эффективности воспитательной системы относится следующее:

 

- профессионализм педагогов, являющийся гарантией высококачественного воспитания и эффективности воспитательной работы;

 

- психологический и эмоциональный климат в педагогическом коллективе, т.е. отношение педагогов между собой и администрацией спортивной школы, доминирующее настроение в коллективе;

 

- микроклимат в детском коллективе, а именно межличностные отношения воспитанников;

 

- уровень социальной зрелости воспитанников, как планируемый результат воспитательной системы школы;

 

- самоопределение выпускников во взрослой дальнейшей жизни, которая в свою очередь, тоже свидетельствует о социальной зрелости личности;

 

- удовлетворенность воспитанников, родителей, педагогов жизнедеятельностью спортивной школы;

 

- уровень  воспитанности обучающихся,   проявляющийся в развитии нравственных  качеств  личности,  культуре поведения, качеств,  необходимых для успешной социализации;

 

- ориентированность системы на личность воспитанников в соответствии с ее потребностями;

 

- высокая социальная активность спортивных групп (команд), т.е. активное участие в различных мероприятиях, проводимых спортивной школой на уровне своего учреждения, города, области.

 

При отборе содержания и способов изучения эффективности воспитательной системы учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, специфика коллектива и взаимоотношения в нем;  используется не одна методика, а их система, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность,  достоверность результатов изучения.

 

                        СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

 

1 этап – стартовая диагностика (сентябрь - октябрь)

- изучение уровня воспитанности и развития личности;

- изучение личных дел воспитанников.

 

2этап – промежуточная диагностика (в течении года)

- изучение детского и педагогического коллектива;

- изучение профессионализма педагогов, уровня социальной активности                             спортивных групп

 

3 этап – заключительная диагностика (апрель-май)

- изучение уровня нравственной воспитанности и развития личности выпускников;

- изучение социальной зрелости выпускников и их самоопределение в дальнейшей взрослой жизни;

- анализ и самоанализ эффективности воспитательной деятельности тренеров-преподавателей, степень удовлетворенности жизнедеятельностью СДЮСШОР, детей, родителей и тренеров-преподавателей.

 

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

            Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки осуществляется врачом ДЮСШ.

            Врачебный контроль за занимающимися начиная с учебно – тренировочного этапа подготовки осуществляется врачебно – физкультурным диспансером.

            Врач школы осуществляет медицинский контроль за учебно – тренировочным процессом  и в период соревнований.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В БАССЕЙНЕ

 

                        Вся ответственность за безопасность занимающихся в бассейне и залах возлагается на преподавателей, непосредственно проводящих занятия с группой.

                        Допуск к занятиям в бассейнах и залах осуществляется только через администратора по установленному порядку. На первом занятии необходимо ознакомить учащихся ДЮСШ-10 с правилами безопасности при проведении занятий водными видами спорта.

Тренер обязан:

1.Производить построение и перекличку учебных групп перед занятиями с последующей регистрацией в журнале. Опоздавшие  к занятиям не допускаются.

2. Не допускать увеличения числа занимающихся в каждой группе сверх установленной нормы – 22 человек на одного тренера.

3. Подавать докладную записку в учебную часть бассейна и администрации ДЮСШ-10 о происшествиях всякого рода, травмах и несчастных случаях.

            Тренер обеспечивает начало, проведение и окончание занятий в следующем порядке:

1. Тренер является в бассейн к началу прохождения учащихся через регистратуру. При отсутствии тренера группа к занятиям не допускается.

2. Тренер обеспечивает организованный выход учебной группы из душевой в помещение ванны бассейна.

3. Выход занимающихся из помещения ванны бассейна до конца занятий допускается по разрешению тренера.

4. Тренер обеспечивает своевременный выход учащихся из помещения ванны бассейна в душевые и из душевых в раздевалки.

            Во время занятий преподаватель несет ответственность за порядок в группе, жизнь и здоровье занимающихся:

1. Присутствие занимающихся в помещении ванны бассейна без тренера не разрешается.

2. Учебные группы занимаются под руководством тренера в отведенной части бассейна.

3. Ныряние в бассейне разрешать только под наблюдением тренера и при соблюдении правил безопасности. При обучении нырянию разрешается нырять одновременно не более чем одному занимающемуся на одного тренера при условии тщательного наблюдения с его  стороны за ныряющим до выхода его из воды.

4. При наличии условий, мешающих проведению занятий или угрожающих жизни и здоровью, тренер должен их устранить, а в случае невозможности это сделать – отменить занятие.

5. Тренер должен внимательно наблюдать за всеми пловцами, находящимися в воде. При первых признаках переохлаждения вывести занимающегося из воды. Нельзя разрешать учащимся толкать друг друга и погружать с головой в воду, громко кричать и поднимать ложную тревогу.

 

 

Литература

1.Акробатика: Учебник для институтов физической культуры М., Физкультура и спорт 1973.

2. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М., Физкультура и спорт 1984.

3. Боголюбов М.С., Максимова Г.В. Многолетняя спортивная тренировка в синхронном плавании.М., 2004

4. Парфенов В.А., Кононенко Ю.Л. Синхронное Плавание Киев. Здоровье 1979

5. Плавание: Учебник для педагогического факультета институтов физической культуры М., Физкультура и спорт 1984.

  

 

 

 

Версия для
слабовидящих