26.02.2014г.

Программа обучения плаванию

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа № 10

г. Ростова – на - Дону

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДЮСШ № 10

____________ А.Л. Мелентьев

«_____» _____________ 20    г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

 

 

 

 

Срок реализации программы: 1 год

 

Учебная нагрузка: 111

 

1 год обучения:  3 учебных часа в неделю;

 

 

 

Настоящая программа является 1-годичной программой дополнительного образования. Программа реализуется в рамках дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности.

Настоящая редакция программы одобрена Методическим  (тренерским) советом и утверждена к реализации.

 

Введение.

            На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья населения стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья населения страны имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40–60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8–16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка.

            Существующее положение в обществе  характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни и недостаточной работой, способствующей повышению укрепляющих, развивающих и защитных свойств, организма. Для решения данной проблемы и исходящих условий создана представляемая программа.

            Особенность изучаемого курса состоит не только в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных занятий спортом.

            Весьма важно прикладное значение плавания. К прикладному плаванию относят ныряние в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и пр. Эти навыки могут понадобиться людям самых разных профессий: рыбакам, геологам, морякам, водолазам и многим другим.

            Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии, относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.     При правильно проводимых занятиях у людей  повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

            Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

            Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым занимающимся индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

            Обучающимся предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. Это даёт возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно.

            Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации “Об образовании” среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.

            Статья 51 Закона “Об образовании” предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

            Образовательное учреждение в соответствии с существующим законодательством несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

            “Концепция модернизации российского образования” включает в себя задачи по формированию ценностного ответственного отношения к собственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

  • Названия плавательных упражнений.
  • Способов плавания и предметов для обучения.
  • Влияние плавания на состояние здоровья.
  • Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.

Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 15 метров и владеть: двумя любыми видами плавания.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: удовлетворить естественную потребность организма в движении, совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение плаванию.

В курсе освещаются следующие разделы:

  • Раздел 1. Вхождение в воду
  • Раздел 2. Передвижение по дну бассейна.
  • Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди.
  • Раздел 4. Кроль на груди.
  • Раздел 5. Кроль на спине.
  • Раздел 6. Плавание стилем Брасс.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-зачетов, соревнований, посещение секции плавания.

Курс завершается приёмом контрольных нормативов, которые проводятся в конце года.

Содержание программы.

Курс обучения разбит на три этапа, основной задачей каждого из которых является:

  • обучение  держаться на воде с помощью плавательных средств;
  • обучение плаванию различными способами, поворотам в воде и стартовым прыжкам;
  • освоение комплексного плавания.

В программу по плаванию входят следующие типы.

Вхождение в воду: по трапу бассейна лицом к ступеням и соскоком вниз ногами с бортика бассейна.

Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперёд с гребковыми движениями рук.

Упражнения на всплывание и лежание на груди: “Поплавок”, “Звезда”, “Медуза”, “Стрела”.

Кроль на груди: движения ногами, руками, согласование движений руками и дыхания, скольжения на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания; повороты.

Кроль на спине: скольжение руки вдоль туловища, с подключением работы ногами и гребка одной рукой; с гребком, выполняемым одновременно правой и левой рукой; с попеременным выполнением гребка правой и левой рукой; согласование движений рук, ног и дыхания.

Брасс: согласованное движение руками и ногами; повороты.

Прыжки в воду: в длину, в глубину, обыкновенные с бортика; сильный толчок руками; правильный сгиб ног в коленных суставах при входе в воду; малое разведение ног при входе в воду; неглубокий вход в воду.

Урок состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Греются в сауне, принимая там травяную ингаляцию и выполняя точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

 

В первом цикле занятий  применяется 36-часовая программа обучения (12 недель) 

Урок плавания продолжается 40 минут, 10 минут из которых уделяются спортивным играм в воде.

            Отдельно в программе выделена часть по обучению детей 5-7 летнего возраста, в качестве подготовительного этапа к обучению плаванию в ДЮСШ

 

Занятия по подготовке детей  6-7 летнего возраста к обучению плаванию носят игровой

характер и проводятся 2-3 раза в неделю. 

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях используется литературный материал, что бы дети могли воссоздать тот или иной образ и

были способны имитировать движения.

Весь учебный материал  включает в себя несколько блоков:

1 блок – Обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами  воды,

преодоление страха перед ней. 

2 блок -  Обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине.

3 блок – Обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде

(выдохи в воду).
          
            Первый блок       - На первых занятиях дети учатся входить в воду.

 

Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться, поскользнуться, упасть в воду. Глотнув воды, ребенок  может напугаться и не захочет больше приходить в бассейн.

Важно предупредить его неожиданное падение в воду.

В группе всегда есть несмелые дети, с которыми нужно заниматься отдельно, соблюдая большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей. 

После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к

простейшим передвижениям.

            Второй блок -  На занятиях второго блока детей  обучают  передвигаться по дну бассейна.

 

Занимающиеся  ощущают насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба, бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню подготовленности детей.

 Дети учатся ходить по одному («Мы гуляем»), группой («Дружные ребята»), держась за палку («Тележка»), ходят вдоль бортика бассейна большими и маленькими шагами, («Ножки идут по дорожке»), в заданном направлении («По прямой дорожке»), до условного места («Дойди до уточки»), по кругу держась за руки («Закружилась карусель»), помогая себе гребковыми движениями руками («Лодочки»). 

Оптимальным упражнением второго блока являются прыжки. Они помогают хорошо разогреться, поднять настроение, ненавязчиво подготовить ребенка  к погружению в воду.  Дети учатся подпрыгивать на двух ногах, держась за поручень, а также без опоры («Зайка серенький», «Мячик»), «опираясь», отталкиваясь ладонями о воду  и приседая («Спрячемся в воду»). Учатся на двух ногах продвигаться вперед, прыгать в длину с места, подпрыгивать и падать в воду вперед.

Немаловажное значение имеет обучение движениям рук.

Дети хлопают по воде ладошками, изображая «Дождик», стучат по ней кулачками, как «молотком», гладят воду ладошками, как «утюгом», двигают руками вверх-вниз, вправо-влево, изображая «полоскание  белья» или «волны», скрестив пальцы кистей рук изображают «рубку дров».

В течение каждого занятия дети выполняют пальчиковую гимнастику в воде, где вода выступает в качестве тренажера: «Уточка», «Море», «Зайчик», «Маляры» и другие.

            Третий блок -  Следующий шаг в освоении с водой, обучение  -  погружению.

 

К сожалению, не всем детям погружение в воду дается легко. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду самостоятельно. Ни в коем случае нельзя заставлять его делать это, если он не хочет, бросать, сталкивать в воду и т. д.

В противном случае у ребенка появится страх перед водой, может надолго пропасть

желание заниматься плаванием. 

Научить детей плотно закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе надо сначала на «суше».

Следующие упражнения связаны с    непосредственным    погружением головы  в  воду  («нос  утонул», «глазки в воде», «загляни в колодец», «достань игрушку» и  погружение в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе).

Затем дети знакомятся  с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на плавающую игрушку; на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся долгое время. Параллельно дети учатся открывать глаза в воде.

Занятия 3 блока носят комплексный характер, включая в себя упражнения первого и второго блока, которые используются в качестве разминки.

В конце занятия дети любят поиграть в подвижные игры «Дождик и солнце», «Птички в гнезде», «Дует ветер», «Цапля вышла на охоту» и др., в игры с плавающими и тонущими игрушками.

Все дети, посещавшие бассейн в возрасте  6-7, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всей акватории бассейна, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию. 

 

Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

часы

Форма контроля

 

Раздел 1. Вхождение в воду

 

 

1.1. По трапу бассейна

1

 

1.2. Соскоком вниз ногами с бортика

1

 

Итого по разделу:

2

 

Раздел 2. Передвижение по дну бассейна

 

 

2.1. Ходьба

1

 

2.2. Бег

1

 

2.3. Прыжки вверх и вперёд с гребковым движением рук

1

 

Итого по разделу:

3

 

Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди

 

 

3.1. “Поплавок”

1

 

3.2. “Звезда”

1

 

3.3. “Медуза”

2

 

3.4. “Стрела”

1

 

Итого по разделу:

5

 

Раздел 4. Кроль на груди

 

 

4.1. Движения руками

1

 

4.2.Движения ногами

1

 

4.3. Согласование движений руками и дыхания

3

 

4.4. Скольжение на груди с последующим подключением –ног;

 –рук;
– дыхания.

1

1

3

 

Итого по разделу:

10

 

Раздел 5. Кроль на спине

 

 

5.1. Скольжение рук вдоль туловища

1

 

5.2.С подключением работы ногами и гребка одной рукой

1

 

5.3. С гребком, выполняемым одновременно правой и левой руками

4

 

5.4. С попеременным выполнением гребка правой и левой рукой

5

 

Итого по разделу:

11

 

Раздел 6. Плавание стилем Брасс

5

 

Итого по разделу:

5

 

Всего:

36

 

Контрольные нормативы даются на выбор учащихся.

  1. Проплыть 15 метров вольным стилем.
  2. Работа ног с досточкой и дыхание.
  3. Согласование движений руками и ногами.

ПЛАН -  КОНСПЕКТ

36 уроков  для групп по образовательной программе «Обучение плаванию»

Цели и задачи:

1 Обучить занимающихся плаванию;

2 Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья занимающихся и их физическому развитию; 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (на второе полугодие)

 

Разделы подготовки

Нагрузка в часах

1-й

Количество часов в неделю

3

Количество занятий в неделю

3

Физическая подготовка на суше и в воде

ОФП

СФП и СТП

72

50

22

Теоретическая подготовка

3

Общее количество часов

75

 

План теоретической подготовки

п/п

Тема

часы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Правила поведения в бассейне

1

 

 

2

Гигиена физических упражнений

1

 

 

3

Влияние физических упражнений на организм человека

30мин

 

 

4

Техника и терминология плавания

30мин

 

 

 

Всего часов

3

 

 

 

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В БАССЕЙНЕ

 

                        Вся ответственность за безопасность занимающихся в бассейне и залах возлагается на преподавателей, непосредственно проводящих занятия с группой.

                        Допуск к занятиям в бассейнах и залах осуществляется только через администратора по установленному порядку. На первом занятии необходимо ознакомить занимающихся с правилами безопасности при проведении занятий водными видами спорта.

Тренер обязан:

1.Производить построение и перекличку учебных групп перед занятиями с последующей регистрацией в журнале. Опоздавшие  к занятиям не допускаются.

2. Не допускать увеличения числа занимающихся в каждой группе сверх установленной нормы – 22 человек на одного тренера.

3. Подавать докладную записку в учебную часть  и администрацию ДЮСШ о происшествиях всякого рода, травмах и несчастных случаях.

            Тренер обеспечивает начало, проведение и окончание занятий в следующем порядке:

1. Тренер является в бассейн к началу прохождения учащихся через регистратуру. При отсутствии тренера группа к занятиям не допускается.

2. Тренер обеспечивает организованный выход учебной группы из душевой в помещение ванны бассейна.

3. Выход занимающихся из помещения ванны бассейна до конца занятий допускается по разрешению тренера.

4. Тренер обеспечивает своевременный выход учащихся из помещения ванны бассейна в душевые и из душевых в раздевалки.

            Во время занятий преподаватель несет ответственность за порядок в группе, жизнь и здоровье занимающихся:

1. Присутствие занимающихся в помещении ванны бассейна без тренера не разрешается.

2. Учебные группы занимаются под руководством тренера в отведенной части бассейна.

3. Ныряние в бассейне разрешать только под наблюдением тренера и при соблюдении правил безопасности. При обучении нырянию разрешается нырять одновременно не более чем одному занимающемуся на одного тренера при условии тщательного наблюдения с его  стороны за ныряющим до выхода его из воды.

4. При наличии условий, мешающих проведению занятий или угрожающих жизни и здоровью, тренер должен их устранить, а в случае невозможности это сделать – отменить занятие.

5. Тренер должен внимательно наблюдать за всеми пловцами, находящимися в воде. При первых признаках переохлаждения вывести занимающегося из воды. Нельзя разрешать учащимся толкать друг друга и погружать с головой в воду, громко кричать и поднимать ложную тревогу.

 

Список литературы.

1. Бабенкова. Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.: Астрель, 2003.

2. Балакирева Н.И. и др. Валеологизация образовательного процесса. Методическое пособие. – Новокузнецк, 1999.

3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1997.

4. Кубышкин В.П. Учите школьников плавать.

5. Министерство образования РФ. Программы для общеобразовательных школ.

6. Мурыкин Р.П. Я учусь плавать.

7. Петухов С.И., д.п.н., и др. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания. Программно-методический комплекс. – Новокузнецк, 2002.

8. Физкультура для всей семьи./Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина – М., 1989.

Версия для
слабовидящих