09.12.2016г.

Дополнительная общеразвивающая программа по синхронному плаванию для спортивно-оздоровительных групп

  

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ворошиловского района города Ростова – на – Дону

«Детско-юношеская спортивная школа № 10»

 

 

 

 

 

 

 

            Дополнительная общеразвивающая программа

по синхронному плаванию

для спортивно-оздоровительных групп

 

 

 

 

 

 

срок реализации программы: 8-10 лет

возраст обучающихся: 16-18 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ростов – на – Дону

     2016г.

  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ворошиловского района города Ростова – на – Дону

«Детско-юношеская спортивная школа № 10»

 

 

 

Рассмотрена на заседании                                                                                         Утверждаю

тренерского совета МБУ ДО ДЮСШ № 10                                    директор МБУ ДО ДЮСШ № 10

Протокол №__ от____            2016 г                                                            _______________А.Л. Мелентьев

         

 

 

            Дополнительная общеразвивающая программа

по синхронному плаванию

для спортивно-оздоровительных групп

 

 

 

 

срок реализации программы: 8-10 лет

возраст обучающихся: 10-18 лет

 

 

                  

 

 

  Разработчики программы: М.А. Иванова

– отличник физической культуры и спорта

                                              И.Ю.Котляр  тренер – преподаватель 

 

 

             Рецензент Программы:    Чертов Н.В. – зав. кафедрой спортивных дисциплин

                         Академии физической культуры и спорта ЮФУ, к.п.н., доцент                                                                                                  

                Учредитель: Управление   образования   города   Ростова-на-Дону

 

г. Ростов – на – Дону

2016г

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Общеразвивающая программа МБУ ДО ДЮСШ №10 для спортивно оздоровительных групп, составлена на основе нормативных документов и реализует на практике принципы государственной  политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа предназначена для тренеров-преподавателей ведущих занятия в спортивно-оздоровительных группах.

Общеразвивающая программа  представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки по синхронному плаванию.

Программа рассчитана на 52. 46 недель непосредственной работы в условиях спортивной школы и 6 недель в условиях спортивно – оздоровительных лагерей.

     Направленность программы: Общеразвивающая программа для ДЮСШ №10   является:

по содержанию – спортивно-оздоровительной,

по функциональному предназначению – учебно-познавательной (общеразвивающей),

по форме организации - групповой,

по времени реализации – годичной подготовки (1 год и более).

          Цели:

*  формирование устойчивой мотивации к регулярному занятию спортом и ведению здорового образа жизни;

* отбор наиболее одаренных в спортивном отношении детей.

 Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

- групповые учебно-тренировочные занятия;

- теоритические занятия;

- контрольные испытания;

- соревнования.

 Дополнительные формы учебно-тренировочного процесса:

 -показательные выступления;

- участие в спортивно-массовых мероприятиях (эстафеты, игры, конкурсы, викторины и др.)

Актуальность программы приобщение детей к активным занятиям спортом, но в первую очередь - получить максимально полный социально-педагогический и культурный эффект от занятий. Включение различных специальных упражнений, подвижных игр, разнообразных форм занятий по синхронному плаванию в учебно-тренировочный процесс позволит разнообразить процесс обучения, избежать схематичности, монотонности и повысить эффективность занятий.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что с учетом имеющаяся материально-техническая база школы позволяет проводить занятия в различных игровых формах, тем самым занимающиеся усваивают преподаваемый материал в предлагаемых формах. Разнообразие форм и методов проведения оздоровительных занятий улучшает эмоциональный фон тренировочной обстановки и способствует достаточному усвоению материала.

Общеразвивающая программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, наглядности), в формах и методах обучения, в методах контроля и управления образовательным процессом, и в имеющихся в наличии средствах обучения.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы: от 6 лет и старше, независимо от уровня подготовленности и физических качеств.

Сроки реализации данной программы и предъявляемые требования:

в спортивно-оздоровительные группы зачисляются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний в избранном виде спорта. 

Программа рассчитана на 1 год обучения и более.  Обще годовое количество-312 часов и включает общефизическую, специально физическую, акробатическую, плавательную и теоретическую подготовку. Учебный материал распределён с учётом специфики вида спорта и возрастных особенностей занимающихся.

                   Комплектование спортивно-оздоровительных групп

 

Объем учебно-тренировочной работы

(часов в неделю)

Возраст обучающихся

(лет)

Количество обучающихся в группе   мин/макс

Общеразвивающее синхронное плавание

 

          6 часа

 

6 лет и старше

 

    15-25 чел

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

            Занятия с детьми проводятся 2-3 раза в неделю по 2 часа при 3-х разовом посещении, при академическом часе равном 45 минутам. Структура занятия ничем не отличается от общепринятой: вводная часть (10 минут), основная (45 минут) и заключительная (5 минут) и 30мин организационные вопросы. В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, несложные игровые задания. Во второй части дети обучаются технике плавания, базовым элементам синхронного плавания, акробатике, упражнения на развитие физических качеств, подвижные игры. В заключительной части проводятся упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц.

            Занятия необходимо проводить в хорошо проветриваемом зале. Одежда должна быть легкой, удобной, не стесняющей движений (майка, футболка, спортивные трусы, шорты или гимнастический купальник. Для занятий в бассейне плавательный купальник, очки, шапочка). Спортивный инвентарь должен соответствовать возрасту и росту занимающихся.

 

Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:

Организационные.

 - наглядные (показ, помощь);

 - словесные (объяснение, описание, название упражнений);

 - практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений).

2. Мотивационные (убеждение, поощрение).

3. Контрольно-коррекционные.

 

Основной формой работы по программе является групповое учебно-тренировочное занятие. Кроме учебно-тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания тренера по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся.

Изучение теоретического материала проводится в процессе практических занятий в форме бесед, презентаций.

Физическая подготовка обучающихся является основой их будущих спортивных достижений. С целью её обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.

Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.

 

Принципы проведения занятий

1.Безопасность.

Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности.

2.Возрастное соответствие.

Учитывают индивидуальные возможности обучающихся.

3.Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».

4.Наглядность.

Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.

5.Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных способностей и физического развития обучающихся.

 

Форма подведения итогов – контрольные занятия. Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по синхронному плаванию.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Рассчитан на 46 недель учебно-тренировочных занятий и 6 недель спортивно-оздоровительного лагеря.

№ п/п

Разделы подготовки

Этап подготовки

Спортивно-оздоровительный

(весь период)

1

Теоретическая подготовка(%)

3-4

2

Общая физическая подготовка(%)

26-34

3

Специальная физическая подготовка(%)

22-28

4

Технич. подготовка(%)

36-47

5

Контрольно-переводные испытания, соревнования (%)

1-2

6

Оздоровительные мероприятия

22

 

 

 

 

Примерный годовой план-график учебно-спортивной работы в

спортивно-оздоровительных группах

Недельная нагрузка - 6 часов

Содержание занятий

Мес

Час

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Теория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника безопасности на занятиях

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая и психологическая подготовка

5

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

 

 

Итого часов

6

1

1

 

1

 

1

 

1

1

 

 

 

2. Практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая физическая подготовка

63

7

7

6

6

5

6

6

5

5

6

4

 

Специальная физическая подготовка

60

6

6

6

6

4

6

6

5

5

6

4

 

Спортивное плавание

49

6

6

6

6

4

6

6

5

 

 

4

 

Хореография, художественная гимнастика, акробатика

61

6

6

6

7

5

4

5

4

8

8

2

 

Техника синхронного плавания

19

 

 

 

 

 

3

3

2

3

4

4

 

3. Участие в соревнованиях

Согласно календарного плана

 

4.  Контрольные испытания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОФП

2

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

СФП

2

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

5. Диспансеризация и оздоровительные мероприятия

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

42

Итого часов

306

25

25

24

25

18

25

26

25

21

24

26

42

Всего часов

312

26

26

24

26

18

26

26

26

22

24

26

42

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Правила техники безопасности.

Правила личной гигиены.

Основные термины изучаемых упражнений.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения:

Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция, интервал.

 Виды строя: в одну и две шеренги, в колонну по одному, по два. Перестроения.

Общеразвивающие упражнения.

Упражнения для мышц рук. Плечевого пояса, туловища и ног без предметов.

Упражнения с предметами: с гимнастическими палками, с мячами.

Упражнения на снарядах: на гимнастической скамейке и на гимнастической стенке.

Легкоатлетические упражнения: бег, бег в чередовании с ходьбой. Прыжки с места, в длину. Метание малого мяча с места.

Подвижные игры.

 

Специальная физическая подготовка.

 Специальные упражнения на развитие гибкости и подвижности плечевых, тазобедренных, коленных. Голеностопных суставов и позвоночного столба. Специальные упражнения для развития ловкости (координации движений). Имитационные упражнения: основные позиции синхронного плавания, специальные гребки. Дыхательная гимнастика. Музыкально-ритмические упражнения.

 

Спортивное плавание, прыжки в воду. Упражнения по освоению с водой. Ознакомление с техникой спортивных способов плавания: кроль, на спине, брасс, баттерфляй. Игры и развлечения на воде.

 

Хореография.  Изучение позиций ног. Рук. Ознакомление с элементами  классического экзерсиса.

 

Художественная гимнастика, акробатика. Ходьба: на носках, мягкий, перекатный, приставной шаг. Бег: легкий, перекатный, пружинистый, острый. Упражнения для рук, туловища. Прыжки. Повороты. Равновесия. Группировка. Кувырки. Перекаты. Мост.

 

Техника синхронного плавания. Обучение технике основных гребков синхронного плавания.

 

 

 

4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта синхронное плавание

Физические качества и телосложение

Уровень влияния

Скоростные способности

                         2

Мышечная сила

                         2

Вестибулярная устойчивость

                         3

Выносливость

                         2

Гибкость

                         3

Координационные способности

                         3

Телосложение

                         2

Условные обозначения:

3-значительное влияние

2-среднее влияние

1-незначительное влияние

 

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ  (НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА)

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Девушки

Сила

Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» (не менее 6 раз)

Гибкость

И.П.лежа на спине, перейти в положение сидя(не менее 8 раз)

И.П.лежа на спине, подъем ног до касания пола пальцами ног за головой (не менее 8 раз)

Продольный шпагат (не более 10см от бедра до пола)

Поперечный шпагат (не более 20см от пола)

Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 60см, фиксация 5с)

И.П. стоя, ноги вместе, наклон вперед с удержанием захвата ног (не менее 10с)

Скоростно – силовые качества

Прыжки толчком двух ног из низкого приседа за 10с (не менее 2 раз)

Комплексное плавание 175м(не более 4мин 30с)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Воспитательная работа организуется в соответствии с решениями правительства и направлена на формирование организаций  и федераций по виду спорта.  Воспитательная работа предусматривает практическую связь с воспитательной работой в общеобразовательной школе.

Главными воспитательными факторами в этой работе должны быть: личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя; четкая творческая организация тренировочной работы; формирование и укрепление коллектива; правильное моральное стимулирование; пример и товарищеская помощь опытных спортсменов товарищеская взаимопомощь и взаимотребовательность,  участие в оформлении спортивных залов и сооружений.

Формы воспитательной деятельности: проведение собраний команд, лекции и беседы,  встречи и отчеты с ведущими спортсменами.

В воспитательной  работе активно используются культурно-массовые мероприятия.  План культурно-массовых мероприятий должен быть скоординирован с тренировочным процессом.

В спортивно-оздоровительных группах предусматривается прежде всего общая  психологическая подготовка - формирование личности спортсмена и межличностных отношений. Развитие  спортивного  интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

 

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Вся ответственность за безопасность занимающихся в бассейнах и залах возлагается на преподавателей, непосредственно проводящих занятия с группой. Допуск к занятиям в бассейнах и залах осуществляется только через администратора по установленному порядку. На первом занятии необходимо ознакомить обучающихся с правилами безопасности при проведении занятий водными видами спорта.

Тренер обязан:

Производить построение и перекличку учебных групп перед занятиями с последующей регистрацией в журнале. Опоздавшие к занятиям не допускаются.

Не допускать увеличения числа занимающихся в каждой группе сверх установленной нормы.

Подавать докладную записку в учебную часть бассейна и администрации о происшествиях всякого рода, травмах и несчастных случаях.

Тренер обеспечивает начало, проведение и окончание занятий в следующем порядке:

Тренер является в бассейн к началу прохождения учащихся. При отсутствии тренера группа к занятиям не допускается.

Тренер обеспечивает организованный выход учебной группы из душевой в помещение ванны бассейна.

Выход занимающихся из помещения ванны бассейна до конца занятий допускается по разрешению тренера.

Тренер обеспечивает своевременный выход обучающихся из помещения ванны бассейна в душевые и из душевых в раздевалки.

Во время занятий преподаватель несет ответственность за порядок в группе, жизнь и здоровье занимающихся:

Присутствие обучающихся в помещении ванны бассейна без тренера не разрешается.

Учебные группы занимаются под руководством тренера в отведенной части бассейна.

Ныряние в бассейне разрешать только под наблюдением тренера и при соблюдении правил безопасности. При обучении нырянию разрешается нырять одновременно не более чем одному занимающемся на одного тренера при условии тщательного наблюдения с его стороны за ныряющим до выхода его из воды.

При наличии условий, мешающих проведению занятий или угрожающих жизни и здоровью, тренер должен их устранить, а в случае невозможности это сделать - отменить занятие.

Тренер должен внимательно наблюдать за всеми обучающимися, находящимися в воде.

При первых признаках переохлаждения вывести занимающегося из воды. Нельзя разрешать обучающимся толкать друг друга и погружать с головой в воду, громко кричать и поднимать ложную тревогу.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Энциклопедия для детей. Т.20 Спорт /Глав.ред. В.А.Володин.-

М.:Аванта+, 2001.

2. Обучение детей плаванию в раннем возрасте, Н.Л.Петрова, В.А.Баранов, «Советский спорт» Москва 2006г.

3. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников,

Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов, Москва 2003г.

4. «Плавание: игровой метод обучения» Е.Н.Карпенко, Т.П.Коротнова, Е.Н.Кошкодан, Олимпия пресс, Москва 2006год.

5. Правила соревнований, г. Москва.

6. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Плавание», Москва 2004 год.

7. Викулов АД. Плавание. - М.: Владос-пресс, 2003.

8. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. - М.: Физкультура и спорт,

9. Золотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте.

 

 

 

Версия для
слабовидящих